Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyrlitera domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/html/wp-includes/functions.php on line 6114 Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the easy-watermark domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/html/wp-includes/functions.php on line 6114 Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the all-in-one-wp-security-and-firewall domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/html/wp-includes/functions.php on line 6114 Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/html/wp-includes/functions.php:6114) in /var/www/html/wp-content/plugins/all-in-one-wp-security-and-firewall/classes/wp-security-utility.php on line 216 Виртуальная, дополненная и смешанная реальности — Umschool
Предметы

Виртуальная, дополненная и смешанная реальности

В наше время быстро развивающихся технологий виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и смешанная реальность (MR) стали уникальными инструментами, позволяющими открывать новые измерения. Представьте себе момент, когда вы надеваете специальные очки, и ваш рабочий стол превращается в футуристическую площадку, где каждый объект оживает и предлагает множество интерактивных возможностей. Эти технологии напоминают нам о героических очках Тони Старка из фильма «Железный человек», способных раскрывать невидимые аспекты и открывать новый взгляд на рутинные вещи. В данной статье мы исследуем, как VR, AR и MR меняют нашу реальность и расширяют возможности взаимодействия с окружающим миром. 

Основные понятия

В последнее время виртуальная реальность становится все более популярной и активно развивается. С помощью специальных устройств, таких как очки, шлемы, перчатки и рули, люди вовлекаются в уникальный мир виртуальной реальности. Самые современные технологии VR применяются не только для развлечений и игр, но и для обучения и повышения квалификации в различных профессиях, связанных с управлением различными устройствами. Кроме того, VR используется в кино и искусстве, открывая новые возможности для творчества и развлечений.

Виртуальная реальность (VR) — это современная технология, которая позволяет людям погрузиться в симулированный мир, в котором они могут взаимодействовать с окружающей средой, используя специальные устройства. Это инновационное средство увлечения и обучения, которое расширяет границы реальности и предоставляет уникальные возможности для взаимодействия с виртуальным миром.

Вместе с этим получила развитие и дополненная реальность. 

Дополненная реальность (AR) – это инновационная технология, которая обогащает реальный мир виртуальными элементами, чтобы создать уникальный и улучшенный опыт восприятия информации. Реальность становится более интересной и увлекательной благодаря объединению реальности и виртуальности.

AR-технологии в современном рекламном бизнесе играют важную роль, превращая обычные витрины и стенды в интерактивные источники информации. Этот инновационный подход позволяет привлечь внимание целевой аудитории и создать эмоциональное воздействие, что способствует формированию позитивного восприятия бренда. А использование AR-функций добавляет оригинальности и уникальности рекламным кампаниям, делая их более привлекательными для потребителей. К примеру, компания IKEA предлагает своим клиентам удобное приложение IKEA Place, которое позволяет виртуально размещать мебель в реальном пространстве через камеру смартфона. Эта инновационная технология помогает покупателям наглядно представить, как выбранные предметы мебели будут выглядеть в их жилище, что дает им возможность принять обоснованное решение о покупке.

Компания L’Oréal создала приложение с использованием AR-технологий, позволяющее пользователям виртуально примерять косметику. С помощью камеры своего смартфона они могут наносить помаду или тени для век и сразу видеть результат на своем лице. Это не только повышает удовлетворение от покупок, но и стимулирует покупателей к совершению покупки, поскольку они видят, как продукты будут выглядеть на них.

Помимо виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR), существует еще и смешанная реальность (MR, mixed reality), которая представляет собой комбинацию элементов обеих технологий. Однако границы между смешанной и дополненной реальностью часто сливаются, вызывая путаницу в их понимании. МR позволяет виртуальным объектам взаимодействовать с реальным миром в реальном времени, что означает, что они не просто отображаются поверх реальности, а также реагируют на нее и на действия пользователя. Microsoft HoloLens — это идеальный пример технологии дополненной реальности, которая позволяет пользователю взаимодействовать с голограммами, как с настоящими объектами в реальном пространстве. Например, виртуальный мяч может «отскакивать» от физических стен, создавая невероятно реалистичные визуальные эффекты.

Виды виртуальной реальности

Виртуальная реальность может быть представлена в трех видах. Давайте рассмотрим каждый более подробно. 

Компьютерное моделирование и имитация представляют собой создание трехмерных графических моделей окружающего мира, которые приближены к реальности и способны воспроизводить работу системы, а также ее отклик на воздействие со стороны пользователя.

С помощью компьютерных моделей можно эффективно разрабатывать и проверять новые идеи и концепции. Они позволяют изучать предметы, которые еще не существуют, представляют опасность или слишком сложны для прямого наблюдения. Использование компьютерных моделей помогает ускорить процессы создания и тестирования новых продуктов и технологий, обеспечивая более точное и надежное исследование.

Компьютерная имитация позволяет пользователям не только участвовать в событиях, происходящих на экране, но и ощутить себя частью виртуального мира, воплотившись в главного героя и воспринимая окружающую среду через его глаза.

Сетевая виртуальная реальность или интернет-визуализация в 3D формате предоставляет уникальную возможность взаимодействовать с объектами и окружением виртуального мира в режиме реального времени через сеть. Она позволяет наблюдать объекты со всех сторон, погружаться в них и исследовать их внутреннюю структуру. Для достижения качественной визуализации требуются высокие вычислительные мощности, чтобы избежать искажений изображения. Одним из наиболее эффективных стандартов для этого является X3D (Extensible 3D), который сочетает в себе модульную структуру с преимуществами языка разметки XML. X3D обладает более компактным форматом, чем старые стандарты, такие как VRML (Virtual Reality Modeling Language).

Аппаратное обеспечение для виртуальной реальности – это технические устройства и оборудование, которые обеспечивают взаимодействие с виртуальным миром. История развития оборудования для виртуальной реальности началась давно, с появления первого VR-шлема в середине прошлого века. На сегодняшний день существует уже более ста значительных установок виртуальной реальности, которые используются как в фундаментальных научных исследованиях, так и в различных прикладных областях. Инвестиции в развитие этой отрасли постоянно растут, привлекая разработчиков, маркетологов, инвесторов и представителей бизнеса, с целью погружения в интерактивные технологии будущего.

Давайте рассмотрим развитие оборудования для виртуальной реальности в таблице ниже.

ТехнологииДругое
2015-2020Устройства по отслеживанию движений, устройства с обратной связью (костюм виртуальной реальности), шлемы и очки дополненной реальности.Запуск первых приложений и игр;Начало использования в образование и медицине;
2020-2025Развитие беспроводных технологий, улучшение тактильной обратной связи.Виртуальные офисы;Виртуальные магазины, туризм и соцплатформы;
2025-…Новые инновационные приложения и контент. Роботизированная медицина;Создание виртуальных миров с своими законами, валютой и т.д.

Устройства виртуальной реальности

Шлемы и очки виртуальной реальности (Head Mounted Display, HMD) работают по следующему принципу: пользователь надевает устройство на голову, перед глазами которого расположены два экрана, блокирующие внешний свет. Встроенные стереонаушники обеспечивают звуковое сопровождение. Также внутри шлема расположены датчики и акселерометры, которые отслеживают движения головы пользователя. Акселерометры фиксируют движения головы, определяя их направление и скорость. Полученные данные используются для обновления изображения на экранах и создания ощущения погружения в виртуальную среду. Дисплеи передают пользователю немного сдвинутые стереоскопические изображения, что позволяет воспринимать трехмерное пространство более реалистично. VR-шлемы можно разделить на три типа:

Настольные шлемыПодключаются к компьютеры или консолямНапример: HTC Vive, Oculus Rift, Playstation VR;
Мобильные VR-очкиЭто так сказать держать для смартфона с линзамиНапример: Samsung Gear VR, Google Cardboard, YesVR;
Автономные VR-очкиУстройства, которые работают под управлением специализированных или адаптивных операционных систем. Обработка изображения происходит прямо в устройстве.Например: Oculus Go, HTC Vive Focus, SulonQ, Deepoon, AuraVisor;

Комнаты виртуальной реальности (Cave Automatic Virtual Environment) — это уникальное пространство, где изображения проецируются на стены с помощью экранов, создавая ощущение объема. Эффект параллакса движения используется для создания иллюзии объемных предметов и объектов виртуального мира. Этот эффект основан на изменении изображений в зависимости от угла зрения пользователя, что помогает сформировать цельное восприятие смоделированного пространства. С использованием 3D-очков и шлемов пользователь погружается в удивительный мир виртуальной реальности, где взаимодействуют реальные и виртуальные объекты.

Вспомогательные гарнитуры. VR-перчатки и джойстики являются важными инструментами виртуальной реальности, благодаря которым пользователи могут управлять объектами с высокой точностью. VR-перчатки способны точно отслеживать движения рук и каждого пальца, что позволяет создать реалистичные взаимодействия с виртуальным миром. Некоторые модели перчаток даже позволяют ощутить размеры, форму и текстуру объектов виртуальной среды, делая взаимодействие с ними еще более убедительным. 

VR-костюм — это специальное устройство, которое позволяет человеку погрузиться в виртуальную реальность на полную глубину. Он состоит из ряда компонентов, включая видеоэкран, звуковую систему и электронные сенсоры, способные создать иллюзию тактильных ощущений благодаря воздействию на нервные рецепторы кожи. Например, Teslasuit предлагает уникальную возможность проводить эксперименты с VR и AR, обеспечивая тактильную обратную связь, отслеживание движений и регулирование температуры для улучшения восприятия виртуального мира.

Другие устройства – это разнообразные платформы для ног, беговые дорожки и другое. Пользователь руководит своими действиями на платформе, свободно перемещаясь по дорожке и избегая возможных столкновений в реальном мире.

Чтобы представить, как работают различные устройства виртуальной реальности, можно посмотреть фильм «Первому игроку приготовиться» (Ready Player One). В этом фильме главный герой, Уэйд Уоттс (известный в игровом мире как Парциваль), погружается в захватывающую виртуальную вселенную под названием Оазис, используя различные устройства, такие как VR-шлемы, джойстики и VR-перчатки. В одной из сцен он использует эти устройства для управления своим виртуальным аватаром, взаимодействия с окружающим миром и выполнения различных заданий в игровом мире. Этот фильм демонстрирует, как устройства виртуальной реальности могут создавать захватывающий и увлекательный опыт игры.

Устройства дополненной реальности

Технологии компьютерного зрения позволяют сканировать окружающее пространство, создавать карту для более удобной ориентации с помощью умных устройств, таких как очки и шлемы. Они оснащены датчиками и камерами, позволяющими обмениваться информацией, давать инструкции с применением дополненной реальности. Эти устройства могут распознавать голос, движение и проецировать изображения на специальные дисплеи или линзы очков. Есть различные типы этих устройств — бинокулярные и монокулярные, каждый со своими особенностями восприятия визуальной информации.

Бинокулярные устройства отличаются тем, что они имеют две камеры или дисплеи для каждого глаза, что позволяет получить более реалистичное и глубокое восприятие окружающего мира. Благодаря этому они обеспечивают высокую пространственную оценку и точность восприятия, делая просмотр более уникальным и увлекательным.

Монокулярные устройства отличаются одним важным преимуществом — компактностью и легкостью в использовании. Хотя они могут быть менее глубокие в восприятии пространства, они всё равно являются незаменимыми инструментами, предоставляющими важные данные и визуальные указания.

Сегодня практически каждое современное мобильное устройство, такое как смартфон или планшет, способно работать с технологией дополненной реальности. Для этого достаточно установить специальное приложение. Часто для распознавания объектов используется маркерная технология, которая может опираться на различные типы маркеров, такие как QR-коды, изображения, логотипы или даже лица. Использование дополненной реальности как маркетинговой стратегии открывает новые возможности для вовлечения аудитории.

Интерактивные терминалы, стенды и киоски, работающие в дополненной реальности, позволяют создавать уникальные визуальные впечатления на выставках, в рекламе и образовании. Они представляют собой большие экраны, на которых можно увидеть интересные изображения и получить доступ к информации в интерактивном формате. Новейшие технологии позволяют создавать виртуальные модели продуктов и 3D-изображения, которые захватывают внимание и помогают представить продукцию или услуги в наиболее привлекательном виде. В результате компании могут легко привлекать внимание клиентов и предоставлять им информацию о своем бренде в удобной и запоминающейся форме.

Например, на выставке по технике безопасности компания использует интерактивный стенд в дополненной реальности.  Посетители могут воспользоваться своими смартфонами, чтобы увидеть виртуальные модели оборудования для безопасности: от пожарных планов до эвакуационных путей. Они смогут не только изучить каждое устройство, но и взаимодействовать с ним, получая необходимую информацию о его использовании и преимуществах.

Применение виртуальной и дополненной реальности

Виртуальная среда обучения – это целостная система технологий, учебно-информационных ресурсов и структур данных для обеспечения учебной деятельности педагога и учащегося.

Продолжим обсуждение того, в каких направлениях развиваются и используются VR/AR-технологии. Прогресс VR/AR-технологий обусловлен не только повышением эффективности и скорости обработки информации, но и появлением новых технических возможностей. В развитии и применении данного направления видится постоянное стремление к улучшению, адаптации и инновациям.

Образование. Сегодня образование невозможно представить без использования интерактивных технологий. Важные понятия, такие как «виртуальный класс» и «виртуальная обучающая среда», стали обычными. Виртуальный класс представляет собой как бы виртуальную аудиторию, где учитель и студенты могут работать вместе (синхронное обучение). Учитель может демонстрировать учебные материалы на интерактивной доске, которые сразу же отображаются у студентов. Они могут задавать вопросы в чате или голосом. Использование виртуальной обучающей среды позволяет проводить лекции, семинары, тренинги, где можно показать учащимся все аспекты объектов или процессов. Это способствует повышению качества и эффективности обучения. Современные образовательные проекты все больше используют мультимедийные технологии и VR/AR. Все это указывает на важность использования виртуальных технологий в образовании.

Медицина. Применение виртуальной и дополненной реальности в сфере медицины и здравоохранения демонстрирует огромный потенциал. Рассмотрим некоторые примеры использования этих технологий, которые позволяют значительно улучшить качество медицинского обслуживания и диагностику.

Технологии виртуальной и дополненной реальности обещают революционизировать проектирование современных медицинских учреждений, включая операционные залы нового поколения. Они создадут среду, способную легко адаптироваться к постоянным изменениям в области медицины, внедряя виртуальные инновации.

Сегодня новые технологии виртуальной и дополненной реальности активно применяются для реабилитации и помощи людям с ограниченными возможностями. Например, использование электрических импульсов на нервные окончания помогает уменьшить боль, создать иллюзию движения и ощущения давления. Эти инновационные методы помогают расширить возможности в области медицины и реабилитации, делая их более эффективными и доступными для всех.

Также отмечается, что использование VR-очков во время сеансов психотерапии способствует более эффективному преодолению фобий, управлению стрессом и обучению пациентов контролировать свои эмоции.

В виртуальной реальности обучение студентов в медицинских учебных заведениях становится более доступным и эффективным. Благодаря моделированию операций на виртуальных пациентах и возможности наблюдать за опытными хирургами без покидания аудитории, студенты могут углубленно изучать процессы и детали медицинских вмешательств. Интерактивные приложения в 3D-формате позволяют заниматься практическими навыками и углублять знания, что способствует лучшему освоению профессиональной области.

Другие сферы. Производители VR/AR предвещают новую эру маркетинга и рекламы. Отрасль туризма также следует за трендом. Великие музеи по всему миру предлагают виртуальные туры по своим экспозициям. Например, компания Tesla разработала виртуальный тур по своему заводу в Калифорнии. С помощью VR-гарнитуры посетители могут пройтись по производственным помещениям и наблюдать за процессом создания электромобилей. Тур включает в себя интерактивные элементы, детальные модели оборудования и видеоролики с объяснениями этапов производства.

Давайте рассмотрим дополнительно сферы, где могут потенциально применяться VR и AR технологии.

Потенциальная сфера примененияТехнологииПримеры
ВидеоигрыVR/ARСетевые игры, симуляторы, исследование интерактивными возможностями.
Архитектура и строительствоVR/ARАрхитекторы и застройщики имеют возможность создавать виртуальные модели зданий, позволяя клиентам и инвесторам ознакомиться с проектом перед началом строительства.
Транспорт и логистикаARНавигационные приборы с дополненной реальностью могут отображать инструкции на лобовом стекле автомобиля, что повышает безопасность и комфорт водителей.
СпортARУстройства дополненной реальности могут дать спортсменам быструю обратную связь по технике выполнения упражнений, что поможет им улучшить свои результаты.
РазвлеченияVRРазвлекательные парки и аттракционы могут использовать виртуальную реальность для создания неповторимых и захватывающих впечатлений, которые невозможно испытать в реальном мире.

Вывод

Быстрое развитие технологий виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальности продолжает преобразовывать различные сферы нашей жизни. От игр и обучения до медицины и производства, эти инновационные технологии открывают уникальные возможности для общения с цифровыми и реальными мирами.

Фактчек

  • Виртуальная реальность (VR) — это технология, которая создает полностью искусственную среду, в которой пользователь может взаимодействовать с виртуальными объектами и персонажами. 
  • Дополненная реальность (AR) накладывает цифровые объекты и информацию на реальный мир, используя устройства, такие как смартфоны и планшеты. 
  • Смешанная реальность (MR) объединяет аспекты VR и AR, создавая среды, в которых виртуальные и реальные объекты могут взаимодействовать в реальном времени. 

Задания для самопроверки:

Задание 1

Какой из следующих устройств используется для создания эффекта погружения в виртуальную реальность?

  1. Смартфон
  2. Лаптоп
  3. VR-гарнитура
  4. Смарт-часы

Задание 2

Что из перечисленного является примером применения дополненной реальности?

  1. Полное погружение в виртуальный мир с помощью VR-гарнитуры
  2. Просмотр фильма на экране телевизора
  3. Наложение цифровых объектов на реальный мир через камеру смартфона
  4. Чтение электронных книг на планшете

Задание 3

Что из перечисленного описывает основную концепцию смешанной реальности?

  1. Полное погружение в искусственную среду
  2. Наложение цифровых элементов на реальный мир
  3. Объединение реальных и виртуальных объектов, взаимодействующих в реальном времени
  4. Использование сенсоров для отслеживания физических движений

Ответы: 1 – 3; 2 – 3; 3 – 3.

Понравилась статья? Оцени:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Полезный материал? Поделись им со своими друзьями, пусть они тоже почитают
Я нашёл ошибку Если вы обнаружили ошибку, свяжитесь с нами с помощью короткой формы обратной связи
О чем эта статья: